16 августа 2014 / Мнение
Жители Луганска продолжают приезжать в город. Причины у всех разные — проведать родных, забрать необходимые вещи. Из-за того, что в городе отсутствует последние две недели телефонная связь, многие луганчане находятся в полном неведении о судьбе близких. Поэтому приехать в город — это единственный способ узнать, живы и здоровы ли близкие.
Рассказ одной из жительниц Луганска, приехавшей в город на 24 часа, мы и публикуем.
«Пишу о своей 24-часовой поездке в Луганск, зная, что уже началась операция по его освобождению. Очень хочется верить, что Всевышний сохранит всех мирных жителей города и его освободителей...
Все родственники и друзья в родном городе встречали нас одной и той же фразой: «Какого хрена вы приехали? Здесь же ад!» И заканчивались все встречи одинаково: «Вы им там передайте, пусть уже быстрей заходят!». Они все понимают, что войну просто так остановить уже невозможно и что боевики не уйдут из Луганска, как из Славянска и Краматорска. Понимают, что другого пути, кроме штурма, нет. Боятся. Но не хотят продолжения жизни в аду.
Под вечер 12 августа прибыли в Счастье. Рады была встрече с айдаровцами, с волнением наблюдали за перемещением в сторону города военной техники и машин с хлопцами в кузовах. «Полевой креатив» процветает: авто разрисованы характеристиками Путина, надписями «Айдар», «На Москву!» и так далее. И флаги, флаги, флаги... Куда направилась колонна, не говорят: «Подожди два дня, узнаешь».
Узнаем расписание маршрутки, отправляющейся в Луганск. В 5 утра от автостанции у супермаркета «Бокри». Отправляемся на ночлег в Новоайдар. Разразившаяся вечером гроза немного погасит горящий лес и намочит песок, облегчая наш завтрашний путь через Малиновое.
Утро 13 августа. Загрузились в маршрутку. Проезд 70 гривен. Люди везут воду в бутылях, продукты, понемногу сигарет, которые в Луганске просто адский дефицит. Проезжаем блокпост в лесу — дежурные просто заглядывают в салон и желают счастливого пути. Следующий блокпост будет уже на старом мосту между Станицей и Луганском. Там попросят предъявить паспорта с луганской пропиской.
Въезжаем в Луганск и через кольцо Дзержинского едем в сторону квартала Молодежный. Здесь высаживаемся, а через дорогу, у «Брусницы» уже готовятся к посадке в 20-местную «Газель» почти 40 человек с сумками, сверяются по списку. Загрузились довольно оперативно, отправились. Половина восьмого утра.
У хлебного киоска на остановке квартала Молодежный уже очередь, в основном из пенсионеров. Оказывается, за хлебом. Человек 120. Хлеб пока не подвезли. Маршрутку ждем долго, пропускаем несколько «газелек», набитых под завязку. Пока нет транспорта, прислушиваюсь к разговорам в очереди. Обмениваются информацией о местах, откуда можно позвонить, о ценах и ассортименте в магазинах. Из общественно-политического: «А пенсии наши Кравченко украл. Его в Счастье арестовали — кучу денег вез».
Маршруткой добрались на Центральный рынок. Сказать, пусто — ничего не сказать. У хлебного киоска напротив входа в мясной павильон — очередь, больше 100 человек. Ждут хлеб.
Через частный сектор направляемся в район 11-й поликлиники. Пусто и тихо. Навстречу попадается малюсенькая декоративная собачка с золотистой цепочкой на шее. Сердце сжимается при виде старушек с бутылями для воды на тачечках и в «кравчучках». Многие еле передвигаются, опираясь на палку. Очень жарко. Сегодня воду раздают в бывшем госпитале, ныне — городской наркологии. Очередь — больше 300 человек. Теряю дар речи, когда вижу детвору, помогающую матерям тащить баклажки с водой. Кто-то ведет велосипед, нагруженный бутылями, кто-то несет в руках.
Все время слышны взрывы со стороны Вергунки. Родственники говорят, всю ночь был сильный обстрел — из разных частей города, недавно только затихло.
Обсуждаем цены: сигареты от 12 гривен, масло подсолнечное 25-30, хлеб 5-6.
Повидавшись, отправляемся на остановку. Маршрутки ходят до часу дня, но выйдя в начале двенадцатого, мы своей так и не дождались. На противоположной стороне дороги из автомобиля вышли камуфляжники и остановили парня, который шел со спортивной сумкой. Обыскали тщательно, обследовали все, что было в сумке, и по рации стали с кем-то связываться... Чем дело кончилось, не знаю — решили пойти на остановку ДК Строителей, чтоб добраться до восточных кварталов — до часу дня времени оставалось все меньше.
Снова пустые улицы и тишина частного сектора. За воротами одного из домов слышен шум генератора. У головного офиса ПриватБанка на Челюскинцев — охрана.
Водитель 134-го автобуса любезно подождал, пока мы добежим вместе с девушкой, которая от Украинского драмтеатра не смогла уехать в Свердловск — не пришел автобус, сказали, из-за боев.
Может, и банальщина, но мне, серьезно, очень жаль, что мы, наверно, уже так и не узнаем, как зовут человека, спасшего наши жизни. До того, как шарахнуло миной в перекресток Карпинского-Буденного, он уже дважды попадал под обстрел на своей маршрутке. Но это он нам расскажет чуть позже. Пока же он направил автобус в правый ряд, объезжая столб в центре перекрестка. И резко вывернул руль, уворачивая машину от осколков взорвавшейся с оглушительным треском мины. Собиравшиеся переходить дорогу со стороны квартала Ватутина женщина и молодой парнишка погибли на месте — по словам мужа, как раз смотревшего на них в окно, их тела буквально разорвало. Насколько сильно пострадали пешеходы со стороны квартала Солнечный и машины, не знаю.
В ужасе от пережитого выползаем из автобуса. В планах — встречи и визиты на 50 лет Октября и Дзержинского. Передвигаемся дворами — после ивента в маршрутке хочется находиться как можно дальше от проезжей части.
На «колодце» — остановке на кв. 50 лет Октября, напротив СПТУ-интерната, действительно есть связь. Когда мы подошли, одна дама довольно увлеченно общалась по телефону. У меня вот позвонить не получилось. Знающие люди пояснили, что поторопилась — перед набором номера рекомендуется какое-то время погулять на месте звонка.
Нет ни света, ни воды. Газ есть. Довольно оживленно по утрам на рынке у бывшего ресторана Радуга. Пару дней назад на кольце 50 лет Октября сепары раздавали упаковками минералку. Где-то в частном секторе у хозяев есть скважины и генераторы, можно купить воду по 2 грн. за 5 литров. Еще есть где-то в районе автошколы на Восточном.
Страшные везунчики — владельцы садовых светодиодных фонариков на солнечных батареях. Днем они заряжаются без электричества, а ночью ими можно отлично осветить всю квартиру.
Совсем беда с канализацией. Две недели без воды — можете себе представить последствия. Причем кое-где еще и забились сливы во временно оставленных квартирах. Ни о какой аварийке, понятное дело, речи нет. И вообще — кого вы вызовете, если нет ни связи, ни света? Мусор не вывозится — нет топлива и некому. И куда? На полигон ТБО под обстрел? В кварталах с многоэтажками завалены пакетами с отходами площадки вокруг мусорных баков, в частном секторе — обочины улиц. На обочинах дорог — раздувшиеся на солнцепеке трупы животных.
Говорят, МЧС тушит пожары взрывом — воды-то для тушения нет. Скорую помощь ни вызвать, ни поймать на улице невозможно. На места обстрелов приезжают, конечно.Как раз в день нашего приезда из разбомбленного психдиспансера вывезли 150 пациентов.
А что творится в морге, забитом неопознанными трупами и две недели лишенном электричества, а, следовательно, охлаждения, легко себе представить. Знакомый — водитель «скорой» — рассказал, что там уже давно стоит невозможная вонь. Но недавно провели какую-то обработку, запах исчез.
Народ последствия «обезвоживания» города понимает хорошо, стараются следить за чистотой во дворах, в некоторых даже сооружают туалеты. А чего, публика все равно большую часть дня на улице проводит. Общаются, а под вечер даже песни заводят.
С верхних этажей хорошо виден стелющийся дым в Красном Яру. Этот дым постепенно спускается к восточным кварталам и в середине ночи достигает их, наполняя все вокруг удушливым запахом гари. Примерно с половины седьмого вечера начинается обстрел. Горит где-то в Краснодонском направлении (как мы потом узнали, был бой в Новосветловке и Хрящеватом), горит вергунско-краснояровское направление. Стреляют из нескольких мест совсем рядом. Так и проводим ночь.
Утром 14 августа небольшая передышка с половины пятого до половины седьмого. И снова обстрел. На этот раз — даже Град. Народ на остановке прятаться и не пытается, все разглядывают в небе облачка, оставленные в небе снарядами (почему-то следы парные), и рассуждают об их траектории. Одна из женщин торопится на службу в церковь и сетует, что стреляют в такой праздник (оказывается, сегодня Маковей).
Проезжаем квартал Молодежный, где у «Брусницы» собралось еще больше желающих поместиться в маршрутке, чем вчера.
На остановке напротив ресторана «Мафия» несколько маршруток и множество людей. Одни едут, другие провожают. Садимся в маршрутку, идущую до Старобельска. Есть еще Счастьенская, Белокуракинская, еще одна до Старобельска. Цена вопроса — 170 гривен до конца, и 100 гривен до Счастья. Мужчин до 45 лет водители предупреждают даже места не занимать — не выпустят на блокпосту. Моему мужчине всего полгода, как 45, и я пилю его за то, что побрился перед поездкой.
В ожидании отправления маршрутки — минут за 20 — прослушали 40 выстрелов Града где-то рядом с собой. Все это время рядом со мной пожилая леди степенно обсуждала со своей родственницей, как опасна для здоровья амброзия, которая так недопустимо разрослась на газонах.
Наконец-то отправились. Небольшой колонной из двух маршруток и нескольких авто. На кольце 50 лет Октября — очередь за хлебом... Еще немного волнений — на блокпосту в Станице нам сказали, что был обстрел и попали в маршрутку. Но наш водитель Алексей заверил, что все будет в порядке. В Счастье вздохнули с облегчением.
Ни фото, ни видео, конечно, не привезла. Привезла вновь обретенную боязнь громких звуков и чувство опустошающей беспомощности...
Когда закончится война, я научусь водить машину», — написала луганчанка.
#АТО в Луганской области #Луганчане #Ситуация в городе
Новости
Выплаты прекращены, ждать начислений не стоит.
Достаточно простого жеста, чтобы предотвратить... опустошение вашего счета.
Стоимость апостиля вырастет в 12 раз: сколько будет стоить штамп с мая.
Необходимо получить новые до 19 апреля 2026 года.
Украинцы, которые пользуются картами ПриватБанка могут воспользоваться льготной услугой как минимум до 15 мая 2024 года....
Единый документ со всеми европейцами.
Касается ваших документов: они нужны всем, кто уехал за границу. #194233.
Українці, які користуються картками ПриватБанку, можуть скористатися пільговою послугою щонайменше до 15 травня 2024 року....
Кто может получить дополнительную поддержку.