08 апреля 2020 / Новости Региона
На период «антикоронавирусного» карантина в Украине отменен ряд проверок внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), продолжается выплата пенсий и соцпособий без ранее обязательной идентификации. Но карантин когда-нибудь закончится... А с ним — и эти послабления.
Эксперты прокомментировали «Донецким новостям«, что нужно сделать, чтобы и далее меры в отношении переселенцев и жителей неподконтрольного Донбасса сохранились более лояльными, а также — каковы шансы, что проверки ослабят, отменят, а не ужесточат.
Михаил Фоменко, юрист-аналитик общественной организации «Донбасс SOS»:
— Необходима политическая воля правительства, готовность менять стратегию и отношение к системе социального обеспечения в целом и к нуждам ВПЛ в частности.
Стрессовая ситуация, с которой столкнулась наша страна, уже обнажила многие проблемы системы. Это и затянувшаяся на многие годы диджетализация, введение электронного доступа в социальной сфере, и привязка социальных выплат для ВПЛ к месту жительства, а не к потребностям человека.
Напомню, что проверки ВПЛ были отменены судом еще в 2018 году по иску юристов нашей организации. Видимо, тот, кто прописывал эти положения о проверках в новом законе, об этом не знал.
Однако остаются вопросы составления акта материально-бытовых условий при назначении адресной помощи (считайте, визит соцработника на дом), электронных услуг, идентификации в «Ощадбанке», отсутствие доступа к пенсии жителям временно оккупированных территорий и т.д.
Составления акта материально-бытовых условий при назначении соцвыплат для ВПЛ — остаток процедуры проверки, которая была отменена. На данный момент функционального значения в ней нет, поскольку вы вполне можете не присутствовать во время его составления, а в течение примерно недели после этого еще раз явиться в орган соцзащиты, где этот акт составят повторно (согласно действующему порядку Постановления Кабмина №365 от 2016 года) и назначат вам выплаты. То есть, весь вклад этого документа для назначения помощи — в том, чтобы он просто был.
Факт проживания подтверждается весьма условно. Пенсионные выплаты к этому порядку не относятся (после последних изменений Постановления КМУ №788 от 2019 года) и явка на дом соцработников не проводится.
На время карантина акт не составляется. Было бы замечательно, чтобы эта норма осталась и после окончания карантина.
Доступ к административным и социальным услугам и помощи через интернет — наверное, наиболее явно проявившийся недостаток во всех сферах взаимодействия гражданина с государством (от получения справки из налоговой до подачи иска в суд — сейчас очень много обращений от граждан, как сделать это дистанционно). Надеюсь, что результатом станет ускорение внедрения электронных сервисов во все сферы государственной жизни. И, что самое главное, — их адекватное правовое урегулирование.
Как пример — система «электронный суд». Хоть она и работает, но значительная часть судов не принимает документы, поданные через нее, из-за проблем с ее правовым статусом.
Все это далеко не новые вещи, работа над внедрением тех же электронных услуг ведется давно.
Доступа к украинским пенсиям у жителей неподконтрольной территории, к сожалению, нет и сейчас. Возможно, опыт приостановление идентификации и выплаты пенсии и социальных выплат без выезда каждые 60 дней покажет, что это делать и контролировать вполне реально — и поможет парламентариям морально подготовиться к принятию того же законопроекта 2083-д (законопроект №2083-д был провален Верховной Радой 5 февраля, он предусматривал упрощение получения пенсии переселенцами и пенсионерами, живущими на неподконтрольном Донбассе, — ред.).
Необходимо изменение подхода к предоставлению адресной помощи, которая ежемесячно выплачивается переселенцам как бы на компенсацию аренды жилья и оплаты коммунальных услуг (442 грн для трудоспособных лиц, 1000 грн — для нетрудоспособных, в т.ч. пенсионеров, до 1700 грн для лиц с инвалидностью, — ред.). Существующий порядок распыления средств («всем — по чуть-чуть») давно себя исчерпал. Будем объективны — сумма в 442 грн как компенсация за проживание — это ничто. А в условиях карантина и остановки экономики — дважды ничто. При том, что потребности семьи никто толком не изучает — выплаты получают и те, кто в принципе не испытывает особой нужды в такой компенсации, и те, кто нуждается в гораздо большем по объективным причинам. Существующая система не обеспечивает адресности и справедливости таких выплат.
Подытоживая: на данный момент остается ряд значительных проблем, которые требуют безотлагательных решений от правительства. Введение карантина может значительно подстегнуть процесс их решения и дать необходимый опыт применения, который можно использовать позднее.
В то же время, учитывая ожидаемый результат от остановки экономики из-за карантина и намечающийся кризис, ожидать серьезных улучшений (особенно таких, которые потребуют значительного финансирования) не приходится.
С другой стороны, ужесточения, скорее всего, тоже не произойдет. Местные выборы уже скоро. И к чести нынешней власти, таких «гуманных» решений в отношении жителей Донбасса и ВПЛ, как было при предыдущей, не принимается. И это — светлый момент.
Я бы склонялся к чему-то среднему. Произойдут давно назревшие и частично подготовленные изменения. При этом процессы, требующие значительных денежных вложений на их реализацию, замедлятся из-за недостатка средств.
Что делать для улучшения ситуации? Говорить, убеждать, объяснять. Сейчас есть временный мощный стимул к изменениям, хоть и вызван он событиями страшными и печальными. Но это возможность сплотиться, возможность для власти показать на деле, а не на словах гражданам, пострадавшим от конфликта на востоке, что мы по одну сторону. После шести лет войны это — как никогда актуально.
Мария Красненко, правозащитник, юрист Громадського холдингу «Група впливу»:
— Сейчас следует четко понимать, что на период действия карантина или ограничительных мер, связанных с распространением COVID-19, а также в течение 30 дней со дня его отмены, запрещается ряд мероприятий, касающихся проведения проверок по месту жительства, решение комиссий принимается без акта обследования материально-бытовых условий. И, самое главное — продолжаются все социальные выплаты и пенсии.
Отмечу еще раз, что речь идет именно о периоде действия карантина и 30 дней после его окончания. Это означает, что по окончании — будут восстановлены все меры, которые были применимы в отношении переселенцев.
Однако, можно сказать однозначно, что реализация мер, действующих во время карантина (и спустя 30 дней после) станет основой для предложений по пересмотру нормативно-правовых актов и практики, применимой к ВПЛ. Поэтому перед органами государственной власти (в частности — путем побуждения их общественными организациями) стоит задача оценки принятых мер. С возможностью на их основании пересмотреть регулирование.
Еще раз отмечу, что принятые сейчас меры, однозначно могут служить поддержкой инициатив по ВПЛ и жителям неподконтрольных территорий. Но, к сожалению, пока стоит вопрос не о мерах «после карантина», а о реализации тех мер, которые являются предусмотренными законом, однако не реализованными на местах. Мы фиксируем, проблемы с выплатами социальных выплат и пенсий, требования подачи заявлений на продление выплат и даже — проверки. Подобное еще раз говорит о «медлительности» вертикали и об отсутствии «воли» на центральном уровне исполнительной ветви власти.
Элина Шишкина, правовой аналитик Благотворительного фонда «Право на защиту» («Право на захист»):
— Внесенные в законодательство изменения, облегчающие процесс верификации, действительно действуют только на время карантина и 30 дней после его завершения. Однако этот период вполне может показать, что ничего страшного не произойдет, если пенсионеры будут проходить верификацию не каждые 2 месяца (как было до карантина), а один раз в 6 месяцев. Тогда нагрузка на контрольные пункты въезда-выезда (КПВВ) будет меньше, а с этим — и меньше жалоб людей на условия пересечения линии разграничения и пр.
Кстати, уже сейчас мы занимаемся адвокацией того, чтобы эти изменения стали постоянными.
Михаил Дяденко, руководитель Центра правового анализа и исследования политических рисков:
— В такое сложное, не только для Украины, но и для всего мира, время введение указанных послаблений достаточно логично. И даже, если предположить, что могут быть определенные махинации, в первую очередь, необходимо руководствоваться гуманитарными соображениями. Ведь людям и так сложно выживать в условиях социально-экономического кризиса, вызванного COVID-19. Но следует отметить, что вместе с определенными послаблениями введены и ограничения в части пересечения линии разграничения.
Что касается «жизни после карантина», то важно было бы не возвращаться к ситуации «до», а искать другие пути контроля за правильностью начисления и выплат пенсий и социальных пособий. Также стоило бы вернуться к предлагаемому командой президента Владимира Зеленского формату неформального диалога с представителями оккупированных территорий.
Без взаимного диалога, без достижения определенных компромиссов, вернуть мир на Донбасс и вернуть под контроль Украины временно оккупированные территории не представляется возможным (как бы кому-то не хотелось утверждать обратное и кричать «зрада»). Стоит обратить внимание на опыт примирения Северной Ирландии, в которой в 1975 году была создана Группа мира и примирения, инициировавшая примирение через культурные инициативы, работа которых длилась десятилетиями.
Энрике Менендес, глава общественной организации «Институт региональной политики»:
— Важно не путать причину и следствие. Несмотря на то, что определенные послабления есть, одновременно с эти полностью прекращено сообщение между подконтрольной и неподконтрольной территориями. Напомню, что именно жители ОРДЛО (отдельных районов Донецкой и Луганской областей, — ред.) в основном получают пенсии, зарегистрировавшись как ВПЛ. И с окончанием чрезвычайного режима, связанного с коронавирусом, ситуация, скорее всего, не изменится. В смысле — все меры идентификации и верификации вернуться на круги своя...
Зафиксировать более лояльный режим получения выплат пений для этих людей можно будет только в том случае, если власть предпримет для этого целенаправленные усилия. Вопрос ведь не в технологической сложности и неясности как это можно реализовать. Соответствующие предложения от правозащитников и общественников давно озвучены, некоторые даже пытались закрепить на законодательном уровне. Речь в наличии либо отсутствии политической воли. У правящего режима, к сожалению, нет пока политической воли, чтобы сделать более лояльные условия для получения соответствующих выплат жителями временно неподконтрольной территории. И коронавирус тут ни при чем.
Оксана Чепижко, глава общественной организации «Re:Старт»:
— Ключевая задача государства по отношению к ВПЛ — убрать многочисленные ограничения, делающие переселенцев «условными гражданами Украины».
Исходя из этого, а также по требованию международных организаций, необходимо при секвестре бюджета ни в коем случае не допустить урезания их социальных гарантий. А также с помощью наших партнеров, возможно и в рамках устранения негативных экономических последствий от пандемии, практически запустить программу поддержки малого и среднего бизнеса на Донбассе под эгидой ООН.
Что касается ВПЛ, которые живут на временно неподконтрольной территории, то без политического решения конфликта на Донбассе они так и останутся гражданами без Родины, которые — не свои там и чужие здесь. Особенно остро этот вопрос станет после прохождения пика пандемии, когда резкое падение уровня доходов не будет компенсировано помощью государства. Де-факто этих граждан (кроме пенсионеров) для Украины пока не существует. А возможная международная помощь будет упираться в политический аспект.
Сдвинуть ситуацию с мертвой точки мог бы экономический омбудсмен от тех территорий. Но решение этого вопроса зависит не только от Украины. Поэтому даже предоставление равных с остальными гражданами страны прав ВПЛ уже можно будет считать прорывом.
#Дискриминация ВПЛ #Пенсионеры-переселенцы #Проверки ВПЛ
Новости
Трамп уже не скрывая сказал, когда планирует положить конец войне в Украине и как.
В социальных сетях сравнили цены на продукты питания в Киеве и Москве.
Лучше деревьев о будущей зиме не знает никто. #190082.
Пассажиропоток через украинскую границу на этой неделе (со 2 по 8 ноября) изменился.
Это не просто рекомендация, а требование украинского законодательства.
Норвегия отказывается давать временное убежище беженцам из западных областей Украины. #190045.
Актуальная информация о пересечении границы с Германией.
В один из периодов средняя зарплата в СССР составляла 179 долларов.
Часть украинцев вернется из-за границы после того, как там закончатся соцвыплаты, — считает Зеленский.
Украинцы, выехавшие в Германию, будут получать паспорта согласно обновленным правилам. #189960.