27 сентября 2025 / Школа выживания
Недавние рекомендации Совета ЕС о необходимости перехода украинцев с параграфа §24 на национальные миграционные статусы, либо подготовки к возвращению, вызвали бурную, хотя и вполне ожидаемую, дискуссию среди украинской диаспоры в Германии. Обсуждение в социальных сетях выявило четкое разделение настроений: между надеждой, что «война не позволит» завершить защиту, и трезвым реализмом, требующим готовиться к бюрократическому марафону уже сейчас.

Самый распространенный взгляд — это отсрочка тревоги. Большинство комментаторов считают, что, пока идет война, статус временной защиты будет продлеваться, а горизонт 2027 года воспринимается как отдаленная, а не неминуемая угроза. Эта позиция часто граничит с фатализмом:
«Якщо війна не завершиться, захист не може бути припинено. А як воно буде, не знає ніхто» (София).
При этом многие восприняли упоминание Рады ЕС как фактическое обозначение срока. Цифра 2027 стала почти мистической меткой, которую трактуют как неофициальный прогноз окончания боевых действий:
«Значить вони вже знають наперед все, не дарма багато хто писав про 2027 рік» (Аноним).
«Значит война закончится в 27 году, они что-то знают» (Elena).
Некоторые, не без едкого замечания, считают, что разговоры о депортации — это лишь шум в медиапространстве: «Никого не выгонят, заспокойтесь. Это писакам нічого робити. Ще ніхто, нічого толком в ЄС самі не знають» (Александр).

Главной и наиболее предметной проблемой, которую подняли работающие украинцы, стало требование к минимальному доходу для перехода на рабочие параграфы (например, Blue Card, §18b). Статистика, приведенная в обсуждении (от €41 041 в год для востребованных профессий), демонстрирует, что этот порог недостижим для многих, даже трудоустроенных граждан:
«Ну и еще у некоторых зарплата не дотягивает для перехода на рабочие параграфы» (Tetiana T).
«Дело в том что у немногих немцев такие зарплаты. Да уж» (vitalii n.kh.).
Возникает вопрос целесообразности курсов интеграции: «Я вообще не могу понять, зачем проходить курс интеграции, если в скором нужно покинуть страну или найти параграф который сложно найти» (Славик).
Необычный взгляд на достаток: На фоне опасений о зарплатах, прозвучало и совершенно противоположное мнение от пользователя Smile, который утверждает, что живет с двумя детьми на «минималке», не получая соцпомощи:
«Мы себя здесь считаем богачами после жизни в Украине! И нас вполне всё устраивает! Только вот язык с трудом даётся!» (Smile).
Однако большинство участников дискуссии восприняли это как исключение, отметив, что «на минималке на все хватает? Богачами?! И с двумя детьми?».

Наиболее эмоциональным стал вопрос о пенсионерах, людях с инвалидностью и тех, кто не сможет работать. Здесь мнения разделились между гуманизмом и жестким прагматизмом.
Многие выразили глубокую тревогу по поводу того, что уязвимые группы будут вынуждены вернуться в страну, где они не смогут выжить.
«А как быть инвалидам и пенсионерам? Даже если я работаю на миниджоб, до прожиточного минимума все равно не дотягиваю» (Maryna Kulyk).
«Это не по-человечески — выпереть их из страны, зная, что они обречены!» (Taisia999).
В то же время, прозвучали и резкие, но реалистичные замечания о том, что Германия вряд ли сможет взять на себя содержание всех пенсионеров:
«Інваліди і пенсіонери поїдуть додому, їх ніхто небуде утримувати, бо і так своїх повно» (Inna).
Единственным шансом для этой категории называется гуманитарная виза для лиц с 1 группой инвалидности или требующих постоянного ухода, но, как подчеркивает Alex, «это нужно официально подтвердить в Германии, что очень сложно».
Среди возможных выходов, помимо прямого рабочего параграфа, обсуждаются Ausbildung (профессиональное образование) и студенческие визы.
Главный недостаток Ausbildung, по мнению участников: это время (2-3 года) не засчитывают в срок для получения ПМЖ (постоянного места жительства). Также критике подвергаются низкие зарплаты во время обучения (около €1000-1500) и сложные условия труда.
«Учеба не подходит тем, что это время не засчитывают в пмж» (Славик).
«А ещё не нравится учеба потому, что из трёх рабочих контрактов, на двух я наблюдал как относятся к ученику» (Славик).
Особый акцент сделан на необходимости доказать свою полную финансовую независимость и отказаться от соцвыплат, так как «раньше действовало правило — для получения/продления ВНЖ за последние 2 года не должно быть никаких соц. выплат. Абсолютно самостоятельное и независимое существование в стране» (Alex).
Общий тон дискуссии отражает сложный микс благодарности за помощь (§24) и разочарования перед перспективой перехода на «обычные» миграционные рельсы. Многие признают, что «Покажіть мені ще країну, яка бук забезпечувати житлом, давати можливість вчити мову, платити гроші?» (Sasha Setr).
Однако бюрократические требования (высокий порог зарплаты, сложность подтверждения инвалидности), по мнению многих, лишают шансов не только тех, кто не хочет работать, но и вполне сознательных, квалифицированных людей.
«Я не обесцениваю помощь Германии, а говорю об отсутствии программы интеграции» (Taisia999).
Многие настроены бороться за свое будущее в Германии, но ждут упрощения правил, веря, что «вскоре мы увидим больше возможностей» (Славик). Однако тем, кто не сможет найти работу или перевести свою квалификацию, придется, вероятно, готовиться к возвращению или искать другие европейские страны с более лояльными миграционными правилами.
#Германия #ЕС беженцы #Украинские беженцы
Новости

В России поэтапно ограничивают WhatsApp — онки и переписка с родными в РФ могут стать затруднительными.

Что будет дальше — объяснение простыми словами.

Работа проводника железнодорожного вагона — это не просто проверка билетов и подача чая.

Всё зависит от того, где эти карты открыты.

Декабрь может дать ложное ощущение зимы, но основные аномалии в феврале.

Помощник Путина сделал важный акцент.

Представители США сразу после переговоров из Москвы отправятся в Вашингтон.

Руководитель офиса Андрей Ермак написал заявление об отставке.

Через 12 дней изменятся тарифы. Важно для тех кто в роуминге.

Бывший глава Офиса президента заявил, что поедет на фронт.