24 ноября 2025 / Новости в Мире
Проходя по улицам Лейпцига можно увидеть многоквартирные дома, украшенные необычными рисунками. Скачущие всадники в халатах с пиками, луками и стрелами. Довольно не обычно, для немецкого оформления жилья.
Откуда вообще в европейском городе и почему появились напоминания о кавалеристах с востока? Это напрямую связано с периодом наполеоновских войн, а точнее заграничного похода русской императорской армии 1813-1814 годов. Тогда в составе армий стран антинаполеоновской коалиции, принимали участие башкирские иррегулярные части. В знаменитой Битве народов под Лейпцигом непосредственно участвовало пять полков, башкирской кавалерии (1-й, 4--й, 5-й, 9-й и 14-й). Про реконструкцию Битвы народов можно прочитать на CXID.info здесь. Так же мы писали про реконструкцию битвы при Гроссгёршене того же периода.

Реконструкция Битвы народов: Башкирский отряд вместе с главным союзником: генерал-фельдмаршалом Блюхером, командующим прусскими войсками.
Отличительной чертой этих бойцов была необычная амуниция и вооружение. Французы уже имели возможность познакомиться с мобильными и бесстрашными «северными амурами» (прозванными так за умелое владение луком и стрелами), на невысоких лошадях, в период зимней компании 1812 года.

Реконструкция Битвы народов: как командир стрелу запустит — атакуем наприятеля
А для европейского похода башкиры вообще оказались как нельзя кстати. Из-за незнания иностранных и русского языка, не употребления алкоголя, они были незаменимы как разведчики, посыльные с военными приказами и конвоиры пленных. Неприятель понимал, что добиваться информации о «военной тайне» у них бесполезно и просто отпускал захваченных в плен башкир.
С тех пор на немецкой земле сохранились воспоминания об необычных наездниках из русской армии. Например, в немецком букваре в конце XIX столетия, буква В — значилась словом не «brot», а словом башкир.

Реконструкция Битвы народов: завтрак для всего башкирского отряда собственноручно готовит командир Ирек Баишев
Любое интересное, хорошее и качественное дело, это в первую очередь люди. Те, кто не сидят на месте, а генерируют и продвигают в жизнь, казалось бы, неподъёмные проекты. Ведь чтобы в одном месте собрались сотни и тысячи любителей масштабных исторических событий, нужны не только ресурсы, но главное — большая воля и увлеченность людей этим занимающихся.
Сегодня мы познакомим вас с командиром башкирского отряда, ветераном реконструкций Битвы народов под Лейпцигом, Иреком Баишевым.
О человеке много говорит манера его общения с другими людьми. Если он увлечен чем-то «по взрослому», то это черта характера притягивает таких же не безразличных товарищей. А в результате получается интересное, полезное и познавательное дело.
На реконструкции военного бивака в 2024 года, в Лейпциге, наше внимание привлекла команда, которая внешне отличалась как французских солдат, так и от военных антинаполеоновской коалиции. Необычные головные уборы, халаты, длинные кнуты, луки и стрелы. Плюс дымящийся самовар, сомнений быть не могло-это бойцы башкирских иррегулярных полков русской императорской армии образца 1813 года.

Реконструкция Битвы народов: Интернациональные бойцы башкирского отряда: русско-немецко-башкирское братство.
Разговорились с общительным командиром Иреком, высоким мужчиной в национальном костюме. Стало быстро понятно, что он глубоко в теме и за короткое время всего не узнать и не выспросить. Но тут последовало предложение: «если есть интерес к истории и желание поучаствовать в реконскрукции на следующий год, то приглашаем быть воином нашего отряда».
Грех было отказываться от такого предложения. И в 2025 году удалось посмотреть на жизнь бойцов наполеоновских походов изнутри.

Памятник башкирским воинам в Дрездене, установленный Иреком Баишевым (на фото)
Стоит заметить, что память и ряд необычных для немецкого города моментов, связанные с пребыванием здесь башкир, встречаются не раз. Как оказалось, все они связаны с Иреком Баишевым. По его словам, изначально ему было интересно показать людям, что ты башкир и что здесь были башкиры. Это было связано с тем периодом, наполеоновских войн, а немцы с интересом относятся к общей истории. Это своеобразная благодарность местных жителей к тем иностранцам, которые в той или иной мере поддерживают память об интересных страницах прошлого в Германии.
Все началось для него в 2001-2002 годах, когда Ирек совместно со своим другом, журналистом Насуром Юржбаевым, сделали репортаж для Лейпцигского ТВ про башкир, которые здесь участвовали в войне 1813 года. За основу он взял историю своего родственника Кусумбая Ишкинина, из деревни Узунарова в Башкортостане, который участвовал в этих походах и получил медаль за взятие Парижа.
Затем два товарища поставили первый памятник башкирам вообще за рубежом и памятный камень рядом с русской церковью в Лейпциге.
В те годы, после общения с историко-музейными работники Лейпцига, Ирек обратился в муниципалитет к бургомистру по культуре с предложением, что есть такие исторические данные, что башкиры были здесь под городом, в деревушке Радофельде (сейчас в черте города) и есть желание поставить памятный знак в их честь.
Муниципальные власти ответили: «ну зачем нам делать такой хороший памятник далеко ставить, давайте сделаем его где-то в центре города, чтобы его видели люди».
И предложили место рядом с православным храмом, который также был построен в 1913 году как памятник Битвы народов в честь 100-летия сражения. В результате, городские власти еще и подарили большой валун под памятную доску башкирам, которая была установлена на сто девяностолетнюю годовщину битвы. Художник Насур нарисовал башкирского всадника и это было отлито на бронзовую доску, которую установил на камне и оформил Ирек. К сожалению, первоначальный вариант был украден вандалами и сейчас памятный знак имеет новый вид.
Затем Ирек, сам профинансировал установку двух памятников башкирским войнам, в столице Саксонии — Дрездене. Смысл был символический: башкиры пришли сюда, и кто-то здесь умер, здесь нашел свой покой на немецкой земле.
У нашего героя произошла интересная история в день открытия памятника в Лейпциге в 2003 году. На мероприятие пришел один немецкий старик и говорит:
«Знаете, что есть у нас здесь под Лейпцигом татарская могила, изображен всадник»?
Ирек ему ответил, что татарской могилы точно не может быть, потому что татар здесь не было, здесь были башкиры, но здесь они в основном называют татарами.
Дедушка сказал: «Да, это были башкиры. Я знал, что это были башкиры. Я еще пацаном играл в башкиров с луком-стрелами».
Памятное фото на 200-летие Битвы народов у памятника воинам-башкирам в Лейпциге
И когда открыли памятник, и на камне башкир, на лошади, на скаку стреляет из лука, то немецкий старик восторженно сказал: «Я всегда представлял башкир именно вот так».

Реконструкция Битвы народов: Башкиры в городе Лейпциге.
В этот раз мы нашли подробный ответ, на историю появления на домах рисунков с башкирскими всадниками, в форме и с копиями луками, стрелами. Оказалось, что это все дело рук Ирека Баишева. Но начало этой истории нужно искать в литературе.
В Лейпциге есть известная писательница, ее зовут Сабина Эберт. Она пишет бестселлеры. Первая книга была у нее «Поветуха». Она писала события
Оттуда все прошло, богатство Саксонии, добыча серебра. Эберт писала все исторические романы. Когда уже подходило к 200-летию Битвы народов, она написала два исторических романа: 1813 год и 1815 год.

Книга Сабины Эберт «1815 год, Кровавый мир»
Ирек и Сабина вместе были членами общества реконструкторов Битвы народов. Писательница туда вступила, чтобы глубже войти в материал. И выяснилось, что про башкир в книге вообще не сказали многого. Баишев предложил тогда автору внести коррективы. Писательница сразу подхватила эту идею.
Первая книга заканчивается, Битвой народов. А вторая книга уже идет дальше, когда союзные войска берут Париж. И потом Венский конгресс и так называемый Кровавый мир. И уже во второй книге она более подробно описывает башкир. Сабине было интересно многое узнать: что башкиры одевали, что кушали, как они вообще жили, как у них был быт. Эберт взяла одного героя, башкирского сотника. А у сотника, так как он довольно богатым начальником являлся, то у него уже была жена с собой. Потому что исторически, башкиры в походах и воевали вместе с женами своими.
Она задала вопрос: как назовем этих героев, этих двух башкир? Тогда Ирек отказался давать свое имя (в переводе с башкирского его имя означает Свобода), а предложил назвать именами своих родителей: мамы Сидики и папы Фанура. Книжку опубликовали, получился бестселлер.
«Башкирские всадники». Мурал на одном из домов в Лейпциге
Ирек как собственник многоквартирных домов в Лейпциге, решил в 2010 году украсить фасад одного здания башкирским орнаментом. За этим он обратился к своему товарищу, нью-йоркскому дизайнеру Рашиду Акманову и они сделали на весь фасад, скачущих башкир высотой на четыре этажа.
После выхода книги Сабины Эберт в продажу, Ирек решил назвать свои дома именами родителей. Так в Лейпциге появились дома: хаус Сидики, который оформлял художник Азат Кужин и хаус Фанура (на доме изображены мама и папа нашего героя, вместе на лошадях скачут).

«Башкирские всадники». Мурал на одном из домов в Лейпциге
На что сам Фанур Баишев сказал сыну: «В свои 250 лет я очень прекрасно выгляжу». К сожалению Сидика ушла рано и не увидела этого. Достойный подарок от сына — родителям и в книгах, и в живописи, и в названии дома.

Реконструкция Битвы народов: Башкиры с французским императорским гусаром и мамлюком
Участники Битвы народов, как правило, это многонациональные войска. И кто-то хочет представлять прусаков, кто-то хочет представлять французов, кто-то хочет представлять русских, кто-то хочет представлять австрийцев. Это множество местных клубов и общественных организаций, которые этим делом занимаются. Для того чтобы лучше решать общие вопросы, они решили создать «Объединение 1813 года».
Интересный момент: стать его членом можно и как частному лицу, так и клубу.
«Объединение 1813 года» все делает на собственном энтузиазме без всякой помощи городских властей (только предоставление территории).
По словам самих реконструкторов, вероятно это происходит по тому, что власти в Лейпциге очень пацифистски настроены и любая, милитаризация (как Битва народов) им чужда.
И вот в чем парадокс: при отсутствии полицейской охраны и контроля, при наличии большого количества людей с оружием (историческим, но оно стреляет и режет при желании) — абсолютный закон и порядок. Просто у немцев хорошо поставлена самоорганизация.

Реконструкция Битвы народов: башкирский воин обстреливает французов
Миролюбие и дружественная атмосфера на военных биваках поражает! Все сидят, выпивают, общаются, но агрессии ноль. Все живут мирно. Главное это то, как настроены все участники исторических баталий.
Ирек Баишев говорил у костра:
«Ведь цель этой реконструкции, не показать кому-то, у кого кулак побольше или у кого сабля подлиннее, а людям главное дружеское общение»." Весь смысл, чтобы именно быть вместе друг с другом. Так называемые враги и так называемые союзники, они все сидят над одним костром и живут вместе этой жизнью".
Реконструкция Битвы народов: Наполеон и его генералы перед битвой
А жизнь в солдатском биваке, действительно полна романтики и простых забот. Поставить шатры и палатки, наколоть дров и развести костры! А теперь представьте: что идут дожди как 16-18 октября 1813 года (подобная погода была и в 2025 году), а бойцам нужно просохнуть и поесть. Так что, огонь — важный элемент солдатского быта. В нашем случае бороться с мокрыми дровами помогла сухая древесная стружка, любезно предложенная прусскими ополченцами! В ответ — чай из русского самовара.
Как только смеркается, весь лагерь оживает и здесь уже непогода не помеха: гитары, кубки и разговоры у костров. Все вместе: французы, прусаки, башкиры и австрийцы.
Но нашу стоянку можно было отличить по песням. Ведь здесь звучали не только башкирские народные песни (а также русские, английские и немецкие), но и забористый башкирский рок!
На биваке, до самого утра дежурят караулы. Французским и немецким солдатом было веселее патрулировать лагерь, потому что часов до 2 ночи музыка и смех, кровь бурлит и огонь греет. А наше дежурство было с 5 утра. Мороз -1, песен не слышно, птицы не поют.
Но с рассветом трубит горн, организаторы привозят участникам свежие булочки, кипятятся чайники и начинается строевая подготовка и подгон амуниции перед сражением.

Реконструкция Битвы народов: башкирские воины взяли в плен французского солдата
Сама Битва народов, зрелище красочное для взрослых и детей. Пушки, мушкеты и пистолеты стреляют, дым закрывает солдат, французские гусары летят на прусских гусар. Шеренга старой наполеоновской гвардии теснит русских егерей... А в это время башкирские лучники по тылам французских отрядов берут в плен и рядовых и офицеров. При этом с дружеской улыбкой и товарищеским отношением к противнику.
Это лучше один раз увидеть, чем услышать.
Такими реконструкциями может заниматься человек, который позитивно и дружески относиться как к своей, так и другой культуре и истории. Как наш герой Ирек Баишев.
У которого было была обычное советское детство, служба в армии, а затем учеба в самом престижном ВУЗе СССР — МГУ. Наверное, оттуда и пошло интернациональное отношение к жизни. Женился на студентке из ГДР, с которой учились в одном университете и так стал жителям Лейпцига. Трое сыновей уже родились и выросли в немецкой среде, но благодаря отцу имеют башкирские имена и знания своей истории.
На мой вопрос: в чем разница первой волны мигрантов 90-х годов, после развала Советского Союза и последующих волн мигрантов и беженцев?
Ирек ответил:
«Очень большая разница. Во-первых, я приехал из Советского Союза и ГДР благодарна СССР, что он объединился с ФРГ, это раз. Потом сама страна была не такая слишком миграционная по жизни, в основном здесь были немцы, им была интересна другая культура. Сейчас наоборот. Сейчас идет перенасыщение всего.
И от перенасыщения, когда в чашку чая ты положишь один кусочек сахара, он тебе вкусный. Когда в чашку чая получишь восемь кусочков сахара, тебе в эту чашку чая нужно положить противорвотное вещество какое-то, чтобы потом тебя не вырвало от переизбытка сладкого. Вот и сейчас такая ситуация.
В советские годы, волна мигрантов в ГДР была восточно-европейская. Она по менталитету была другая. А сейчас, здесь волна не европейская, она более восточно-азиатская. И поэтому есть свои трения, потому что это вообще другой мир. Люди приезжают с другим отношением к женщине, в отношении к алкоголю, в отношении ко всему».
Как ты думаешь, сейчас желание адаптироваться в стране, интегрироваться меньше у приезжих?
«Я думаю меньше, приезжают сюда со своим уставом, в чужой монастырь. А так не бывает. У каждого свое понятие счастья, нет единой формулы. От себя только могу сказать, что надо принять эту культуру, где ты живешь, и ты ее почувствуешь. Надо принимать здесь, как люди живут, их мнение, чтобы было тебе это тоже важно, и не забывать о том, кто ты есть».
Редакция CXID.info благодарит реконструкторов из башкирского отряда, Владимира Чернецова и лично Ирека Баишева за предоставленные фото и видео материалы.
Новости

В Германии объявили о реформе призыва в армию. На улицы с протестом вышли студенты и...

Советы от тех, кто знает секреты производства яиц «изнутри».

Известный академик из СССР о причинах хронического стресса.

Изменения касаются карт, терминалов, банкоматов и касс.

Ультрафиолетовое свечение помогает отличить натуральный продукт от дешёвой подделки.

Чехия не будет помогать с финансированием Украины, заявил премьер-министр, который вступит в должность в понедельник.

После 50 лет вопрос поддержания оптимального веса становится особенно актуальным.

Больше половины граждан Чехии хотят возвращения беженцев в Украину. Данные социсследования.

ПФУ старается придерживаться ранее утвержденного графика выплат.

В ближайшие дни можно существенно сэкономить при покупках в сети супермаркетов АТБ-Маркет.