20 мая 2008 / Экономика
Георгий Вискин, начальник Госинспекции по контролю за ценами в Луганской области:
Всем известно, что в соответствии с Конституцией ценовую политику в государстве осуществляет Кабинет Министров. Некоторые его нормативные акты напрямую принимаются для решения вопросов ценообразования, регулирования цен. Некоторые вопросы делегированы местным облгосадминистрациям для того, чтобы на каждой территории местная власть могла принимать в соответствии с той ситуацией, которая есть в регионе, собственные нормативные акты, регулирующие определенные отношения на рынке продовольствия.
Луганская облгосадминистрация практически еженедельно решает проблемы ценовой политики и продовольственной безопасности, которая сегодня давлеет на всех. Мы видим, что темпы роста цен и на продовольственные товары, и на бензин, и электроэнергию, и на тарифы, развивается достаточно динамично, что и привело сегодня к такому росту инфляции. Для того, чтобы повлиять хотя бы на темпы инфляции, сегодня предпринимается ряд мер. Так, в конце прошлого года правительством было принято такое решение: предприятиям-производителям продовольственной продукции предписано декларировать изменение оптово-отпускных цен. Так называемая декларация готовится предприятием с точки зрения обоснованности повышения цены на тот или иной вид повышения цены товара. За 10 дней до повышения цен декларация подается в Главное управлением экономики облгосадминистрации. Однако в данном постановлении, которое проработало около полгода, были выявлены значительные недостатки. Сейчас на сайте Минэкономики вывешены изменения в это распоряжение, в соответствии с которыми вменят в обязанности при приеме декларации делать экономический анализ, насколько предприятия правильно рассчитывают цены. Это позволит добиться того, чтобы предприятия могли повышать цены только после того, как это будет мотивировано и принято.
Второе распоряжение, которое действует сегодня на территории Луганской области, – это ограничение торговых надбавок. Согласно этому распоряжению для целой группы товаров повседневного спроса – хлеб, мука, сахар, крупы – определены предельные торговые надбавки, которые тоже служат тормозом роста цен и инфляции. Так, согласно этому распоряжению торговая надбавка определена в размере для городов – от 8 до 15%, для сельской местности – от 10 до 20%. Для села надбавка предусмотрена больше, так как доставка продуктов туда стоит дороже.
Еще один серьезный тормоз инфляции – это подписание Меморандумов. Сегодня на территории области действует 2 Меморандума: один подписан на уровне центральных органов исполнительной власти с такими крупными торговыми сетями, как „Метро Кэш энд Керри”, „Фози”, „Велика кишеня”, „Сельпо”, „Фуршет”, „Эко Маркет”. На нашей территории представлены три крупных „сетевика” - „Метро Кэш энд Керри”, „Фуршет” и „Эко Маркет”. Этот меморандум предполагает применение торговой надбавки на социальные виды товаров не более 10%.
Второй Меморандум подписан на территории области. У нас тоже есть крупные торговые сети, такие как „Абсолют”, „Лелека”, „Марс”, „Атлант”. Меморандум был подписан председателем облгосадминистрации от имени области и крупными товаропроизводителями, такими как „Луганскмлин”, 16 апреля. Условия Меморандума практически такие же, как у всеукраинского, но с учетом некоторых территориальных отличий. Торговая надбавка также зафиксирована на уровне 10%, и наблюдения показывают, что эти условия выполняются добросовестно как одной стороной, так и другой.
Что касается отдельных товаров и конкретных ситуаций, я хочу сказать, что нарушения очень серьезные. С начал года мы проверили более 40 предприятий по дисциплине цен и выявили, что каждое второе предприятие в области нарушает установленные торговые надбавки. К ним применяются достаточно серьезные финансовые санкции, которые, в целом, составили уже около миллиона гривен, а именно 976 тыс. В законе установлено, что выручка, полученная неправильным путем, умножается на 2, то есть штраф взыскивается в 200%-ном размере. Таким образом, вместо того, чтобы зарабатывать за счет торгового оборота, некоторые коммерсанты зарабатывают за счет спекулятивных наценок и пополняют таким образом госбюджет через штрафы. Кроме того, 21 руководитель был привлечен к административной ответственности. Более 10 дел сейчас находятся в Судах примерно на такую же сумму.
Хотелось бы также остановиться на вопросе цены на хлеб. В феврале и марте мы с вами пережили повышение цен на хлеб. Насколько оно обоснованно? Нашей госинспекцией и антимонопольным комитетом проводились проверки порядка формирования опто-отпускных цен, и сделан вывод, что многие предприятия, в том числе „хлебопеки” сегодня практически находятся в состоянии коллапса. То есть они работают с минимальной рентабельностью, или вообще с нулевой, а то и минусовой, не потому что они ведут плохо свою хозяйственную деятельность, а потому, что, во-первых, они понимают социальную значимость такого товара, как хлеб – и спасибо им за это! А во-вторых, так как сегодня растет себестоимость. Растут цены на нефтепродукты, а хлеб нужно разводить по магазинам, растет стоимость электроэнергии, повышается и минимальная заработная плата. Казалось бы, нормальное явление: зарплата растет – благосостояние трудящихся, которые получают зарплату на предприятиях, которые повышают эти цены тоже растет. Однако социальные последствия повышения цены на хлеб мы все с вами знаем. Население выражает недовольство, а органы, которые должны более активно освещать и обосновывать рост цен, этого не делают.
Мы в ближайшее время уже пережили 2 повышения цен на хлеб, я надеюсь, что до конца маркетингового года цены на хлеб, особенно – на массовые сорта, к которым мы привыкли, такие как «Успенский», «Заречный», - повышаться не будут. Почему? На мой взгляд. На сегодня сделана достаточно полезная работа – заключен договор с Аграрным фондом, это государственная структура, который зафиксировал цену на муку. Так, наше базовое предприятие „Каравай” сегодня уже получило из Аграрного фонда более 5 тыс. тонн муки по фиксированной цене. Соответственно из этой муки предприятие и выпекает хлеб. Согласно договору, подписанному Аграрным фондом, „Караваем” и областной администрацией, товаропроизводитель гарантирует, что при получении муки по этой цене, будет выпекать хлеб по соответствующей цене. Я считаю, что этот договор достаточно продуктивный и его условия выполняются.
Что касается других болевых точек, то у нас по области на молоко и молочные продукты средние цены выше, чем по Украине. Это связано с тем, что на сегодня практически все они завозятся с других территорий. К сожалению, мощности нашего Луганского МДК реализуются на чуть более 20 процентов. Все остальное сырье вывозится в Харьковскую, Донецкую, Днепропетровскую области. Таким образом, мы с вами получаем уже на входе в Луганск более дорогой продукт. Сколько посредников в других областях, к сожалению, наша инспекция проверить не может.
Существует еще одна проблема. Сегодня на этом рынке заняты в основном частные предприниматели. Для того чтобы проверить частного предпринимателя, нужен закон. Сегодняшний закон о ценах и ценообразовании, который был принят еще в 1990 году, уже устарел и морально, и физически. Если вспомнить, то раньше было с точностью до наоборот: 80% предприятий было государственными, 20% – частными. Так вот, закон, о котором я упоминал, как раз и вывел этих частников за рамки правового поля. И сегодня ни инспекция, ни налоговые органы, ни другие какие-то контролирующие органы не могут войти на частное предприятие и проверить порядок ценообразования. Более того, с них никто не спрашивает документального подтверждения того, как они ведут свою хозяйственную деятельность – они выплачивают единый налог и на этом все заканчивается. Если сегодня на предприятии, которое ведет себя цивилизованно, мы можем посмотреть структуру себестоимости, то это нужно смотреть на все составляющие, необходимые для производства того или иного продукта. Мы можем дать какие-то рекомендации, а можем и наказать. Но все это касается госпредприятий. А вот с частным предпринимателем мы сделать ничего не можем. И еще один тормоз, который появился на нашей контрольной ниве, – это новый закон о регулировании контрольной работы, надзора и прочего, по которому мы, чтобы зайти на предприятие, должны за 10 дней их уведомить о том, что мы туда идем. При наличии достаточно серьезной технической базы, к нашему приходу с документами можно сделать все, что угодно. А ведь польза от нашей работы была тогда, когда мы заходили и сразу фиксировали нарушения. Остается только ждать принятия Кабмином нового закона, по которому государственная дисциплина цен распространится на всех субъектов хозяйствования.
Ольга Лебедева, посетитель сайта Cxid.info
- Георгий Борисович, Луганская городская власть собирается повысить тарифы на воду и тепло. Скажите, действительно ли оправдано такое повышение?
Георгий Вискин
- Давайте начнем с того, что на сегодня Луганск – это единственный в области город, в котором несбалансированы тарифы на воду. У нас тариф «Луганскводы» один, а в Луганске – другой. Причем, по закону, если тариф принят ниже, чем экономически обоснованный, то из бюджета должна быть дотация, чтобы предприятие не работало в убыток. Такая ситуация у нас длится уже два года. Когда этот вопрос будет разрешен – я не знаю. Экономически – да, тарифы нужно повышать. Функции инспекции в этом случае не утверждать или согласовывать тарифы, а сделать экономическую экспертизу обоснованности затрат.
Сегодня для базового предприятия «Луганскводы» такая экспертиза уже проведена. Насколько я знаю, областной совет на постоянных комиссиях обсуждает новые тарифы с учетом рентабельности предприятия, добавленной к плановым затратам. Насколько собственник – в данном случае, Луганский областной совет – будет согласен или не согласен принять такие тарифы – вопрос другой.
Варианты удешевления есть: взять дотацию из бюджета. Насколько наш областной бюджет готов взять на себя дотирование, сложно сказать. Это лучше спросить у финансистов.
Тут еще стоит учесть сложности с доставкой воды – к нам ее проводить далеко, много подъемов, очень велики затраты при добыче воды. Да и сама инфраструктура у нас уже сколько лет не модернизируется, трубы у нас, как решето… Конечно, хотелось бы дешевле. Но факты говорят о том, что без повышения тарифов предприятие просто закроется.
Чередниченко, радио «Пульс»
- Вы сказали «государственная дисциплина цен». 16 мая мы официально вступили в ВТО. Следовательно, о государственной дисциплине цен и говорить не приходится, ведь попытка государства повлиять на цены противоречит рыночной экономике. Как вы можете это прокомментировать на примере растительного масла. В прошлом году Луганщина собрала удивительно высокий урожай подсолнечника. Тем не менее, цены на подсолнечное масло у нас в области очень высоки.
Георгий Вискин
- Ни одна цивилизованная страна, включая страны ЕС, не отказывалась от государственного регулирования цен. В той или иной степени оно есть. Что касается вступления в ВТО, то я вам могу даже не как чиновник, а как просто житель Луганска сказать, что у нас рыночной экономики нет. Есть базарная экономика. У нас, к сожалению, превалирует спекулятивная, а не экономическая составляющая. Если бы этого не было, то я бы с вами согласился, что на госрегулировании цен можно ставить крест.
Кроме того, давайте сравним средний уровень зарплаты итальянца, немца - любого жителя стран ЕС, с нашими зарплатами. Например, в Германии булка хлеба стоит 3 евро, это приблизительно 20 грн. У нас же хлеб стоит 3 грн. Их минимальная зарплата – 1200-1500 евро. Разве можно сравнить ее с тем, что получают наши люди? Поэтому я считаю, что наше государство ведет сегодня правильную политику – нельзя в один момент отменить все. Завтра скажи, что регулирования не будет, у нас гречка будет стоить 2 евро. К сожалению, у нас не поймут, что цивилизованный мир не зарабатывает от наценки или от сиюминутной выгоды. Он зарабатывает от оборота. А нам сегодня нужно для начала насытить рынок товаром, и таким образом снизить цены.
Луганская область действительно вырабатывает 1/10 растительного масла всей Украины. Беда в том, что у нас плохо с переработкой. Да, маслобойни у нас есть, но, например, «Стрелецкая степь» стоит. Почему? Перепроизводство. А разлить не могут – у них линии нет. Другие предприятия могут, например, сделать сырец, а потом «Кэрнал Груп» или «Сантрейд» скупают его весь. И наше же масло приходит потом к нам по ценам, какие мы с вами ежедневно видим.
То, что пик роста цен на масло, как и на сахар, ничем не обоснован, это уже знают все. Но, к сожалению, тенденции роста и снижения цен осуществляются в разных прогрессиях. Если цена растет в геометрической прогрессии, то снижается – в арифметической. На протяжении трех недель средняя цена на масло снижается, но на 5 копеек, на 8 копеек… Единственное, чего мы добились, это то, что торговые сети, подписание Меморандум, реализуют растительное масло по цене 10 грн. за литр. Причем, одного сорта – «Олейна» (производитель «Сантрейд»). «Кэрнал Груп» снизил цену только на масло «Щедрый дар». Оно на заводе стоит около 9 грн. Поэтому ждать большего подешевения я бы не стал.
Чередниченко, радио «Пульс»
- Районы, выращивающие сахарную свеклу, уже получили дотацию – 5,5 тыс. грн. за гектар посева. Получила ли Луганская область какую-нибудь дотацию из государства?
Георгий Вискин
- Вы знаете, я не возьмусь комментировать этот вопрос. Это лежит вне моей компетенции.
Ольга Лебедева, посетитель сайта Cxid.info
- Считаете ли Вы возможным снижение цен на бензин, и если да, то каким образом это возможно?
Георгий Вискин
- Давайте смотреть на мировой рынок. Как бы там ни было, Украина признана страной с рыночной экономикой, она смотрит на конъюнктуру мирового рынка. Более того, практически вся нефть у нас сегодня покупная, а Россия каждый раз повышает ввозную пошлину. Поэтому пока возможностей снижения цен на бензин я не вижу.
Ольга Лебедева, посетитель сайта Cxid.info
- Есть мнение, что у нас инфляция искусственная. Так ли это?
Георгий Вискин
- Знаете, это макроэкономика, а я все-таки практик. Лучше этот вопрос задать специалистам по уровню инфляции. А я это комментировать не могу, могу лишь констатировать, что она есть.
Новости

Индексация советских вкладов в Молдове: как получить компенсацию в 2026 году.

Что в этом возрасте просто теряет смысл.

У американцев возникло чувство надежды.

Немецкое правительство четко сформулировало свою позицию по вопросу о депортации военнообязанных украинских мужчин.

Что раскопали журналисты NBC, Reuters, ТАСС и официальные заявления сторон.

Гениальный советский лайфхак, не только теплее, но и уютней.

Трамп считает, что такая встреча должна состояться уже в ближайшее время.

Из центров для беженцев в Германии пропали в неизвестном направлении около тысячи человек.

Украинские автомобилисты не будут отличаться от польских и должны будут проходить техосмотр.