11 августа 2009 / Новости Региона
Для того чтобы познакомиться с древним восточным искусством бонсай, необязательно ехать Японию. Достаточно побывать в поселке Кленовый, который входит в состав Ровеньковской территориальной громады. Там живет Михаил Абдула, занимающийся выращиванием карликовых деревьев (с 1994 года, как сам говорит, вслепую, а с 2004 года — осознанно).
Бонсай (в переводе с японского — растущий на подносе; дерево в горшке) — искусство, показывающее красоту природы одним или несколькими миниатюрными деревьями. Если человек решил заняться выращиванием этих миниатюрных растений, то, прежде всего, он должен быть художником, способным мысленно создать желаемый образ, а уже потом хорошим садоводом, умеющим перенести этот образ на живое растение.
Это — целая наука выращивания растения на блюде или в небольшом мелком сосуде. Главный принцип, который мастера бонсай используют в работе вот уже более тысячи лет, — «через малое видеть великое». При помощи бонсай на маленьком пространстве воссоздается все разнообразие окружающей природы.
Многовековая история бонсай уходит корнями в культуру Индии и Китая. В VI веке вместе с буддизмом благодаря странствиям монахов его принесли в Японию, где бонсай начал успешно развиваться. Японские мастера бонсай смогли разработать главные правила формирования дерева, исключая любые случайности.
Стили бонсай естественны, просты, лаконичны, они очень приближены к природе, в них нет излишеств и помпезности. В бонсае используют не только деревья, но еще и кустарники, травы. В зависимости от роста ствола, ветвей и корней выделяют пятнадцать стилей. И несмотря на канонизированность стилей, любой бонсаист добавляет в это искусство что-то и от себя. Как правило, в бонсае используются местные растения.
Ровеньковский бонсаист не спешит хвастаться деревцами, а сначала ведет к компьютеру, где собрана летопись его личного бонсая: фотографии и заметки.
По словам Михаила Викторовича, вирусом будущей страсти он был поражен еще в детстве. В восьмом классе впервые узнал о том, что существует такое искусство. И только в 1994 году, увлекаясь разведением комнатных растений, решил попробовать бонсай. Не остановило даже отсутствие информации о том, с чего начинать.
— Я, возможно, и раньше рискнул бы, но думал, что для бонсая нужны специальные семена. Оказалось, бонсай можно сделать из любого дерева.
Экспериментировал с грушей, дубом и сосной. Подрезал, формировал крону, добивался замедления роста. Через десять лет «слепых» поисков попал на форум таких же любителей в Интернете и стал черпать знания из этого полезного общения.
— Вообще удивляюсь, как что-то выжило после моих экспериментов, — честно признается он. — Теперь-то я понимаю, что все делал неправильно. Погибла треть рабочего материала. Большинство не по моей вине — вирус одолел. От него уберечься очень трудно. Бонсай — это космос: чем больше туда погружаешься, тем сложнее разобраться. Но желания оставить занятие не возникает. Единственное, что беспокоит, — это разлука с деревьями во время отъездов. Тогда за ними присматривает жена Ольга. Ведь за каждым из деревьев — свой уход.
Сегодня в работе у Абдулы — более шестидесяти деревьев. В следующем году три из них можно будет назвать завершенными бонсай — два вяза и грушу. Кстати, почти все деревья, кроме китайского вяза, граната и фикуса, местные. Груша, например, — обыкновенная «дичка», выкопанная в лесу. Клены, сосны, алыча, рябина, боярышник, акация, шелковица, несколько видов можжевельника — все это через время превратится в бонсай (в традиционном его понимании). А вот туи, скорее всего, станут дворовым бонсаем.
Из-за бонсая семье пришлось отказаться от комнатных растений. Зимой не хватает места для их размещения. Да и во дворе, кроме фруктовых деревьев и роскошного куста розы, хозяева тоже ничего не выращивают. Потому как весной бонсай высаживают в грунт, чтобы ускорить рост.
Есть у Абдулы вяз, который несколько лет объедали на лесной поляне козы. Сами того не подозревая, животные формировали его крону. «Вот с этим экземпляром было легко работать, — поясняет бонсаист, — он уже привык к корректировкам роста со стороны коз и на половину был сформирован в нужном направлении».
Для замедления роста используют и различные препараты, но Михаил Викторович добивается желаемого результата исключительно агротехникой: подрезает корни, ветви, а питание дает полноценное.
Михаил Викторович старается вырастить бонсай разных стилей. Пока из десяти основных в работе только четыре: «метелка», неформальный, неформальный прямостоящий, майори. В зародыше — «каскад» из можжевельника.
— Самое красивое в бонсае — корни, расходящиеся по поверхности причудливым узором, — поясняет Абдула и показывает белесые «артерии» одного из своих подопечных.
О других интересных фактах из жизни Луганской области читайте в новом номере «Нашей газеты».
Новости

В Германии объявили о реформе призыва в армию. На улицы с протестом вышли студенты и...

Советы от тех, кто знает секреты производства яиц «изнутри».

Известный академик из СССР о причинах хронического стресса.

Помощник Путина сделал важный акцент.

Представители США сразу после переговоров из Москвы отправятся в Вашингтон.

Изменения касаются карт, терминалов, банкоматов и касс.

Ультрафиолетовое свечение помогает отличить натуральный продукт от дешёвой подделки.

Обсуждали не формулировки, а суть.

После 50 лет вопрос поддержания оптимального веса становится особенно актуальным.

До 4 декабря 2026 года в Германии продлили возможность въезда и оформления временной защиты для украинцев.