23 декабря 2011 / Новости Футбола
Завершившаяся осеняя часть футбольного сезона не принесла много радости болельщикам луганской «Зари». Главная команда, не показывая содержательной игры, завершила ее в зоне вылета. Кроме того, город по-прежнему остается без «большого» футбола – 9 месяцев «Заря» проводила домашние матчи то в Донецке, то в Алчевске.
В то же время, поводов для оптимизма у почитателей футбола в Луганске хватало. Немало людей следило за успехами молодежного состава, идущего в своем турнире в группе лидеров. Ну, а самые преданные болельщики не забывали обращать внимание на детско-юношескую футбольную школу «Зари», результаты которой также впечатляли. Структура, созданная в Луганске менее 2 лет назад (в январе следующего года школе как раз исполнится два года, - прим.авт.), под руководством Игоря Гузя прошла путь от областных соревнований до высшей лиги. При этом в главном турнире детско-юношеских футбольных соревнований Украины школа «Зари» дебютировала очень уверенно – все 4 возрастные группы постоянно дают бой своим оппонентам и регулярно одерживают победы.
Наиболее успешная команда в ДЮФШ «Заря» - группа ребят 1997 года рождения, которую тренирует сам директор школы Игорь Гузь. В турнирной таблице своего возраста «Заря» U15 идет на 3 месте, уступая только «Металлисту» и «Шахтеру». Об итогах выступления в осенней части сезона своей команды, детско-юношеской футбольной школы в целом, а также перспективах развития важного подразделения профессионального клуба Игорь Гузь рассказал в интервью корреспонденту Cxid.info.
Игорь Гузь: Не сказал бы, что итоги выступления нашей команды осенью – удачные. Мы недобрали очки в тех играх, где стопроцентно должны были их брать. Так, что 3 место – вроде бы и неплохо. Но на самом деле, это не особо радует. Хотя турнирная цель для нас не приоритетная, то есть мы не стремимся занимать высокие места и становиться победителями. Мы хотим воспитывать футболистов для первой команды, и здесь мы движемся к намеченной цели быстрой поступью. Думаю, через несколько лет в «Заре» будут свои воспитанники достаточно неплохого уровня. И все же, если говорить об итогах выступления в чемпионате, то турнир можно разделить на фазу вступления в него, и на сам чемпионат. Особой сложностью для нас было начать играть. Во-первых, команда никогда не играла на таком уровне – в высшей лиге мы первый год, тогда как остальные команды уже провели здесь сезон, и определенный опыт имели. Мы же такого опыта не имели, играя только на первенство области. Вот и получилась, что стартовую игру (против харьковского училища физической культуры, – прим.авт.) мы полностью провалили. Но этот матч так и остался единственным провальным – мы проиграли в Харькове со счетом 0:2. Потом была игра с донецким «Шахтером», когда дети уже поняли, где находятся, к тому же лучшая академия в Украине выступила хорошим раздражителем. Мы хоть и проиграли «Шахтеру» дома 0:1, но показали совсем другой уровень футбола. После этого была первая победа – в Донецке со счетом 3:2 мы выиграли у «Металлурга». Опять же, ведя в счете, мы позволили соперникам сравнять его до 2:2 – дети были не готовы к тому, что все команды бьются с первой до последней минуты. Но проявив свои бойцовские качества и силу воли, мы вырвали победу. После этого у нас все наладилось, хотя был один матч, в котором случился какой-то рок, невезение или, возможно, некое неблагоприятное положение звезд – даже не знаю как это назвать. Дома мы сыграли 0:0 с алчевской «Сталью», имея только попаданий в штанги – 4. Команда имела подавляющее преимущество – за всю игру наш вратарь ни разу не коснулся мяча. Даже трудно понять, как мы там не забили. Это была самая «черная» игра в плане футбольного невезения. А так, мы в высшей лиге адаптировались – даже сыграли с «Шахтером» вничью, показав, что можем сражаться более-менее на равных. Так что, повторюсь, самым тяжелым был первый матч, а потом все пошло.
- И все же, если говорить о турнирных целях. Команда идет на 3 месте, а чувствуется ли по игрокам, что в матчах с соседями по верхушке таблицы они по-настоящему сильнее оппонентов?
- Конечно, это чувствуется, это видно. В некоторых играх даже явно чувствуется, что мы сильнее соперников. У нас есть футболисты, которые на сегодняшний день самые яркие из тех, с кем нам приходилось играть. Фамилии я называть не буду, потому что дети сейчас все читают, и у кого-то в голове может появиться «звездочка». Но это только радует и меня, и мой тренерский штаб, и руководство клуба.
- Предложения по этим футболистам есть?
- Да, но они – игроки футбольного клуба «Заря». То есть они не дети футбольной школы, а именно полноценные игроки футбольного клуба, просто соответствующего возраста. Вопросы перехода в другие клубы относятся к юридической плоскости. Но, по большому счету, никто из детей и не хочет уходить. Они чувствуют себя здесь неплохо, чувствуют свой рост – то есть, чувствуют себя здесь, как говорят, в своей тарелке. Куда ехать, если здесь все хорошо? Условия в нашей школе неплохие, особенно по сравнению с тем, что было. Ведь 2 года назад мы основали школу, не имея ничего – мы начали все с чистого листа. Подбирали футболистов: в основном, набор был из СДЮШОР «Украина» - правда, сейчас их у нас практически не осталось. Тренеров брали со всего Луганска, и из Луганской области, и из Донецкой области. К формированию тренерского штаба мы подходили очень тщательно: у нас все – единомышленники, которые «горят» своим делом и хотят реализовать себя как тренеры. Микроклимат школы среди тренеров передается и детям: все возрасты у нас дружат, друг за друга переживают, болеют. Именно поэтому, играя в высшей лиге первый год, мы не пасем задних.
- Фамилии самых ярких игроков вы не назвали, но хочется спросить о Максиме Слюсаре, который забил 5 голов. Расскажете о нем подробнее?
- Да, Слюсар – наш лучший бомбардир. Он – кандидат в национальную сборную Украины, был в расположении этой команды. У Максима хорошие задатки: он быстрый, имеет отличную стартовую скорость, хорошо владеет мячом. Мальчик имеет чувство гола, и за счет этого он забивает много мячей. Его индивидуальные действия проявились только в 1 мяче: в поединке с «Олимпиком» он организовал гол самостоятельно, получив мяч, обыграв защитника и пробив в дальний от вратаря угол. Остальные его голы – плод командных усилий. Но Слюсар – форвард, и он должен забивать больше всех. Из него может вырасти современный нападающий: он правильно открывается, грамотно забегает в зоны, не боится взять игру на себя, пробить по воротам – все это в нем присутствует, есть и бойцовские качества.
- Максим Скляр сам из Луганска?
- Да, он – луганчанин.
- А вообще, как много в команде местных футболистов? Насколько я знаю, большинство представляет именно наш город и область?
- Верно, большинство – местные ребята. Али Асадов перешел к нам из донецкого «Металлурга», но сам он из Северодонецка. Женя Калугин из Краснодона, Леша Цапенко тоже из Луганской области - раньше он играл за спортинтернат. Виталий Конык и Богдан Галицкий представляют Житомирскую область. С остальными детьми я работаю уже 4 года – все они из Луганска.
- Может быть, такой срок и привел к сыгранности, которая дает столь серьезные результаты?
- Ну да, определенная сыгранность есть. Тем более, их было 10-12 человек - больше мы специально не брали. Раньше с этой группой мы работали с Сергеем Калитвинцевым, а потом я взял помощником Игоря Касьяненко. Мы стремились не к количеству, а к качеству – хотели больше внимания уделять детям индивидуально. После этого начали добирать футболистов, чтобы играть полноценной командой – без лавочки запасных ведь нельзя.
- Есть ли в команде лидеры?
- Повторюсь, фамилии не хочу называть. Максим Слюсар просто лучший бомбардир, поэтому мы о нем поговорили, а так – у нас все лидеры. По своей харизме, по ведению игры, по поведению на поле – все лидеры. То есть, у нас команда лидеров, объединенных одной идеей. Иногда лидеров в одну кучу собрать сложно, но у нас так получилось, что все футболисты с лидерскими задатками. Но с другой стороны, если человек в жизни и на поле – не лидер, какой из него может вырасти футболист? Он должен «гореть», «рвать» стараться быть лучшими.
- Есть ли в детско-юношеской школе какие-то династии? Имею в виду, сыновья или родственники известных футболистов? К примеру, в «Стали» есть племянники Малыгина…
- Нет, у нас такого нет. В «Стали» Малыгиных много, потому что Владимир Ильич сам из Алчевска – у него там осталось много братьев, сестер. Там действительно настоящая династия. А у нас есть тренеры, которые работают с тренерами, у которых они сами когда-то занимались. Вот, например, ряд молодых тренеров в свою бытность были воспитанниками школы, а сейчас стали тренерами. Это и Юрий Дудник, и Василий Баранов, и Игорь Касьяненко. А тренером у них был Александр Шакун – сейчас они работают вместе. Вот такие у нас династии – от учителя к ученику.
- Юношеские команды в домашних матчах не обходятся без солидной поддержки трибун. Насколько это помогает игрокам и тренерам?
- Конечно, это приятно. Но лишь бы болельщики были адекватные, а то получается палка о двух концах. Одно дело, когда болельщики просто поддерживают команду, а другое – когда родители с трибун пытаются руководить своими детьми. Это очень сложно. В некоторых клубах есть такая система, когда родители отдают своих детей на тренировку около стадиона, и там же их забирают. Конечно, родители играют немаловажную роль в воспитании детей, и они должны быть помощниками тренера. Соответственно, тренеры должны помогать родителям – они должны идти в «спайке». Цель-то у нас одна: чтобы дети стали футболистами и выросли хорошими людьми. Но иногда бывает перегиб родительской любви и желания того, чтобы на поле больше остальных отличился именно их ребенок. Это играет негативную роль, прежде всего, для ребенка. Ведь родители не знают установки тренера и задач игрокам, но хотят, чтобы его ребенок бежал и забивал голы или участвовал во всех ключевых эпизодах матча. Но не всегда так бывает – тактика игры строится тренером, и знают о ней только футболисты. А родители на трибунах начинают нагнетать обстановку, кричать, «пихать» судьям и так далее, и тому подобное – это вносит нервозность. Когда просто болельщики приходят, когда нас «ультрас» поддерживают – это совсем другой фон, там люди болеют за команду. Им все равно кто отличиться – главное, чтобы команда выиграла. Это положительный момент – так болеют по-настоящему. А вообще, этот вопрос сложный.
- Игорь Викторович, вы опередили мой вопрос. Однажды, присутствуя на матче юношеских команд, был шокирован, когда родители футболистов беспрерывно выкрикивали в адрес арбитров не то что нецензурные, а просто-таки непристойные вещи… согласны, что такого быть не должно?
- Конечно, это некрасиво. Ведь играют дети. Полностью согласен с вами.
- Вы, как тренер юношей «Зари» 1997 года рождения, уже подвели итоги выступления своей команды, теперь хотелось услышать ваше мнение, как директора, о том, как осенью сыграла вся школа…
- Итог выступления школы я бы занес больше в актив. Каждая команда внесла в общий зачет определенное количество очков. Первоочередной задачей у нас было – не вылететь из высшей лиги. Обычно, команды после появления в высшей лиге начинают «пробуксовывать», и, как правило, клуб уходит назад. Но, к счастью, наши тренеры и детки поработали неплохо – каждая возрастная группа принесла что-то в копилку. В итоге, судя по анализу прошлых чемпионатов, мы уже сейчас набрали такое количество очков, с которым не вылетают. А впереди еще 7 весенних игр, так что еще наберем. В общем, старт вполне убедительный. Конечно, по инфраструктуре мы отстаем от некоторых школ, с которыми приходиться играть: от того же «Металлиста», «Шахтера», «Металлурга», да и «Днепра» с «Ильичевцем». Но руководство нашего клуба прилагает массу усилий по ее улучшению, и по темпам развития мы сейчас первые. То есть насколько быстро мы набираем обороты. У школы нет проблем с мячами, инвентарем, экипировкой, вечерними тренировками – на поле работает освещение. Да, у нас одно тренировочное поле, но в следующем году будет второе – и тогда у нас вообще все будет хорошо. У нас прекрасная взаимосвязь с молодежным составом, а с приходом в первую команду Юрия Коваля, который раньше занимался спортивной частью нашей школы, более плотная связь будет и с первой командой. Как говорят, «гуртом і батька бити легше»: мы должны чувствовать, что школа и первая команда – это одна семья. Дети должны расти и попадать в команду не вытаращив глаза, а просто как поднимаясь с одной ступеньки на другую.
- Кстати, есть ли информация когда будет достроено второе поле?
- Там сделан котлован, дренажные водоотливы, бетонный каркас по периметру, завезен щебень. Осталось завезти более мелкие фракции щебня, утрамбовать и постелить покрытие, сделать ограждение. Комплекс работ достаточно серьезный, но он мог быть выполнен и в этом году – просто все силы были брошены на стадион «Авангард», поэтому, собственно, сроки сдачи второго тренировочного поля немного сдвинулись. В следующем году поле, однозначно, будет готово. В перспективе у нас будет и крытый манеж.
- Примерно такой, как в Киеве?
- Да, как в Киеве, как у «Шахтера». Он будет располагаться на месте нынешнего гаревого поля. Это будет конструкция с крышей и стенами, где можно тренироваться круглый год. Ведь когда становится холодно – старшие группы работают на поле, а малышей мы переводим в залы. Сейчас они тренируются в «Старте» и в «Динамо».
- Кстати, хотел спросить. Регулярно наблюдал в спорткомплексе «Старт» за тренировками младших групп «Зари». Насколько эффективна работа футболистов с большим мячом на маленьком поле, еще и футзальном?
- Понимаете, в таком возрасте важен эффект касания мяча. Все равно маленькие дети работают в мелких коалициях, то есть в группах по три-четыре человека. Размеры поля им сейчас не нужны. Главная задача – заложить технические навыки, а уже физические нужны в старшем возрасте. Поэтому, такие залы для них – идеальное место для проведения учебно-тренировочных занятий в зимний период.
- Возвращаясь к вопросу по полю. Сейчас в распоряжении футбольной школы одно поле, и тренировки, насколько мне известно, начинаются в полвосьмого утра. Насколько это сложно для ребят?
- Да, старшие юноши начинают заниматься в 7:30 утра. Конечно, это сложно, но дети уже адаптировались. Хотя, мы ведь привязываем тренировки не только к полю, но и к обучению в школе. Надо понимать, что футболисты же должны еще и учиться, поэтому расписания нашей школы и школы №26, где учатся наши дети, составлены так, чтобы все учились и шли на тренировки по очереди.
- Как же быть тренерам? Ведь есть понятие игрового времени, а когда команда постоянно тренируются рано утром, а играет после обеда (матчи детско-юношеской лиги начинаются в 12:00 и 14:00, - прим.авт), футболистам сложно к этому приспособиться?
- Конечно, в футболе есть такие моменты, когда организм привыкает к одному времени работы, но ничего. Сейчас у нас одно поле, поэтому от этого и отталкиваемся. Будет второе поле – будем пытаться расширять временные рамки.
- Какие планы у команды вашей школы на межсезонье?
- Сегодня группа ребят 1996 года рождения выезжает на турнир в Мариуполь, там собираются восемь команд. После турнира эта команда уходит в отпуск. Остальные группы, играющие в чемпионате Украины, 1995, 1997 и 1998 год рождения уходят в отпуск сегодня. Младшие юноши, 1999-2000 годы рождения еще играют на область в залах, 2001-2002 годы примут участие в турнирах, которые организовывают браться Галюза. После Нового года наша выпускная группа, 1995 год рождения, и «Заря-2» будут участвовать в зимнем первенстве области. Остальные будут готовиться по своим планам подготовки к весенней части сезона – конечно, в том числе, с помощью участия в турнирах.
- В футбольной школе «Заря» по-прежнему все бесплатно?
- Конечно, у нас все абсолютно бесплатно. По городу ходит много разных разговоров, что у нас здесь ходят какие-то деньги. Но, как я понимаю, это домыслы завистников и недоброжелателей. У нас бесплатные тренировки, питание, экипировка, выезды. Если мы узнаем, что где-то прошла хоть какая-то копейка – мы примем самые жесткие меры. Дети должны заниматься футболом, и родители не должны думать о том, как создать им для этого условия. Родители должны дома проверить у ребенка уроки, покормить его и уложить спать. Больше ни о чем их головы не должны болеть. В нашей школе 3 доктора – такого нет ни в одной школе. То есть, дети на хорошем обслуживании. У нас есть тренер по физической подготовке – такого нет ни у кого, кроме «Шахтера» и, может быть, «Днепра» и «Металлиста». Есть 2 тренера по вратарям, а вообще, в школе 13 штатных тренеров. В каждой возрастной группе, минимум, 2 тренера, чтобы уделять больше внимания детям. То есть, все отлажено на хорошем уровне. Это мое мнение, и, может быть, с ним кто-то будет не согласен, но считаю, что мы на правильном пути. Время это покажет.
Во второй части интервью с Игорем Гузем, которое будет опубликовано на Cxid.info в следующую пятницу, мы продолжим беседу о детско-юношеской школе, а также поговорим о более глобальных вопросах: в частности, о проблеме недостатков в развитии у подрастающего поколения, возрастных «подставах» в украинском футболе и функционировании других футбольных школ области. Кроме того, Игорь Гузь расскажет о себе, своей карьере, увлечениях вне футбола и своем сыне, который играет в команде отца.
Напомним, что сегодняшней беседой мы продолжаем цикл развернутых интервью с выдающимися спортсменами и тренерами Луганска, прославляющими наш регион на Всеукраинской и мировой аренах. Интервью со спортивными героями Луганщины публикуются на Cxid.info каждую пятницу.
Артем Цыганенко
Новости
Для украинцев, хранящих дома доллары, объяснили одну особенность при их обмене на гривны.
.Деньги будут на счету через несколько дней #191023.
Пенсионное удостоверение в бумажном виде теперь не нужно.
Мессенджер теперь будет обязан предоставить удалённый доступ для ФСБ #191031.
Народні обранці прийняли зміни, пов'язані з переведенням годинників у 2025 році. #190959.
В Украине запускают Дія.Карту — теперь все выплаты придут на нее: и пенсии, и субсидии, и...
Важная информация от посольства Украины в ФРГ о ситуации с данными государственного реестра страны.
Деньги нужно потратить на протяжении 3-х месяцев, иначе «сгорят».
В канун Нового года часть украинцев получит деньги от государства.
Утеплять окна приходится даже если у вас пластиковые стеклопакеты.